Камни, цветные и драгоценные, всегда использовались в художественном творчестве многих народов. Непривлекательные, на первый взгляд, необработанные природные камни превращались в руках народных мастеров в настоящие произведения искусства, принося окружающим людям радость и наслаждение.
Представления русского народа о камне были воплощены в украшениях, которые использовались в основном для национальных костюмов и оформления интерьеров дворцов. Кроме русских, в художественной культуре камень широко использовали буряты, поволжские татары, народы Средней Азии и Кавказа. На языке некоторых народов совпадает звучание слов «глаза» и «драгоценный камень».
В народе сложилось двойственное отношение к камню: во-первых, это стремление к прекрасному, во-вторых, вера во влияние камня на судьбу человека. В связи с этим, камни для украшений подбираются определенным образом, имея соответственный смысл. Связь камня с мистикой прослеживается с древности, так, сердолик – камень, пользующийся популярностью с эпохи бронзы, по верованиям древних людей, близок к солнцу, поэтому оберегает все живое от болезней и смерти.
Еще более суеверные представления о камне сложились у народов Востока, особенно у тех, которые исповедуют ислам. По их поверьям, самыми полезными свойствами для людей обладают сердолик, кораллы, бирюза. Тот, кто носит перстень с сердоликом, обычно пребывает в радостном настроении. Кораллам приписывают удивительную целебную силу. Подобные представления об этих камнях привели к широкому их распространению в творчестве ювелиров. На Востоке люди верили, что сила этих камней зависит от способа ношения украшений с ними. Если носить сердолик и бирюзу на руке (в перстне), то они принесут обладателю богатство, при ношении в серьгах и подвесках, они защищают своих хозяев от болезней, укрепляют сердце, устраняют страхи. Неслучайно народы Средней Азии практически сразу после рождения надевали ребенку серьги или амулеты с камнями для защиты от болезней и несчастий.
Со временем магические функции камней стали забываться, подбор камней для украшений стал зависеть в большей степени от фантазии мастера. В ювелирных изделиях все четче отражается самобытность народа, который их создал. У каждого народа сложились свои приемы обработки и оформления камня в украшениях, сформировались традиционные типы изделий с камнями.
Изделия народов Средней Азии
В ювелирном искусстве Средней Азии камень всегда играл ведущую роль. Его применяли все среднеазиатские народы, но наиболее широкое применение он нашел в ювелирном творчестве узбеков, казахов и туркмен.
Богатейшим ассортиментом камней всегда отличались узбекские украшения. В них можно увидеть и жемчуг, и агаты, и сердолики, а также перламутр и разноцветные раковины. Но все же свое предпочтение узбекские ювелиры отдавали рубину, бирюзе, кораллам и изумруду, поскольку для них привычна цветовая гамма, основанная на сочетании красного, зеленого и голубого. Узбекские украшения отличаются особой пышностью, в них использовались неповторимые узоры, вставки цветной эмали, зернь, но основная роль в них принадлежит камню.
Ювелирные украшения туркменского народа отличаются сдержанностью, чувством меры и строгим вкусом. Почти для всех изделий характерно сочетание серебра и сердолика. Туркменские мастера использовали свой принцип для размещения камней в украшении. Крупные сердолики они помещали в высокие гладкие касты, которые зрительно увеличивают размер камня. Свободное пространство между ними заполнялось орнаментом. Рисунок орнамента был призван подчеркнуть строгость каменных вставок, объединяя их в общую композицию.
Казахские ювелиры использовали другой принцип в оформлении вставок из сердолика. Они декорировали свои изделия с помощью сетки геометрического узора, состоящего из мелких шариков зерни. Сеткой покрывалась вся поверхность серебра и камня (сердолика). Этот оригинальный прием оформления камней больше нигде не встречается.
Ювелирное творчество татар Поволжья и бурят
Поволжские татары вставляли камни в серьги, браслеты, кольца, ожерелья, застежки. Камнями они украшали и одежду, особенно нагрудную перевязь – главное праздничное украшение. Татары Поволжья использовали большой ассортимент камней: бирюзу, аметист, сердолик, аквамарин, изумруд, золотистый топаз.
Татарские мастера располагали аметисты рядом с изумрудами, бирюзу – с топазами. Камни размещались по контуру украшения в виде ленты или отдельными островками, состоящими из 3-4 камней.
Буряты использовали другой подход в оформлении природного камня: не перегружая изделие камнями, они сочетали яркие и цветные камни. Самыми любимыми камнями народа считались кораллы, сочетающиеся по цвету с серебром. Их нанизывали как бусы, которыми украшалось праздничный головной убор. Кроме того, ими украшали кольца, серьги, подвески. Вставки из кораллов отлично сочетались с филигранными и чеканными узорами.
|