Разновидности несшитой одежды
Несшитая одежда является наиболее древней, представляет собой определенного размера полотно, которое обматывается вокруг тела. В несшитой одежде по традиции индусы проводят обряды и богослужения (ягьи, пуджи, свадьбы).
Самая древняя разновидность несшитой одежды - дхоти, полоса однотонной ткани, которая драпируется вокруг ног. У людей, занятых тяжелым физическим трудом (крестьян, ремесленников), дхоти короткие, наподобие набедренной повязки. Люди из высших социальных слоев носят дхоти длиной до щиколоток. Для повседневной носки дхоти изготавливают из джута и хлопка, для праздников – из шелка, украшают золотой каймой. Обычно цвет дхоти белый или бежевый. У монахов принято носить дхоти красного или шафранового цвета.
Другой распространенный предмет одежды в Индии – лунги. Это свободная повязка на бедра из куска ткани, которая отличается от дхоти тем, что не пропускается между ног. Лунги бывают цветные и однотонные, из хлопчатобумажной ткани, иногда из шелка или синтетики. Лунги используется мужчинами в качестве домашней одежды, как в городах, так и в сельской местности. Мусульмане носят эту одежду даже на улице, особенно часто при посещении мечети. В южных щтатах Индии лунги носят и женщины.
Дхоти дополняет сшитая рубаха - курта, длиной до бедер, ее принято носить навыпуск. Раньше вместо нее носили несшитую накидку из куска ткани, сейчас накидку надевают на курту, скорее как украшение. Курты шьют из шелковых и хлопчатобумажных тканей различных цветов.
В древние времена дхоти носили и мужчины, и женщины. В настоящее время этот вид одежды вытесняется обычными брюками, а женщины из несшитой одежды предпочитают сари.
Сари – древний вид женской индийской одежды. Это ткань, шириной 1,2 м и длиной 5-9 м, которая драпируется вокруг тела. Сари изготавливают из различных тканей, как натуральной, так и искусственной, обычно используются ткани ярких расцветок. На праздничные сари сверху нашивается кайма или окантовка, они вышиваются золотыми нитями. Носят сари с нижней юбкой (петикот) и короткой блузкой (чоли). В некоторых индийских штатах вместо чоли одевают курти – длинную рубаху, напоминающую мужскую курту. Чоли и петикот изготавливают из той же ткани, что и сари, в соответствующей цветовой гамме. Удерживают и украшают сари с помощью поясного ремня – камарбанда. Кроме того, ремень удерживает связку ключей и символизирует передачу правления от свекрови к невестке, получение новых прав и обязанностей. Считается, что камарбанд защищает манипуру-чакру, расположенную на позвоночнике в области пупка.
В разных штатах Индии используется свой способ ношения (драпировки) сари. В традиционном варианте ткань оборачивается сначала вокруг бедер, как юбка со складкой впереди. Затем один раз вокруг тела и перекидывается через левое плечо. На юге Индии один конец сари пропускается между ног (как дхоти) и закрепляется сзади на поясе, а другой конец прикрывает верхнюю часть туловища, иногда и голову. В Индии сари носят женщины всех религий (кроме исповедующих сикхизм, которые носят шальвар-камиз). Мусульманки прикрывают сари все тело и голову. Как правило, сари носят только замужние женщины.
Сшитая одежда
Из сшитой одежды индийские женщины носят комплекты из длинной юбки свободного покроя (лехенги), чоли, дупатты или орны (специальной накидки). Комплект так и называют лехенга-чоли.
Из комплектов также популярна комбинация рубахи и штанов. Дополняется комплект накидкой в виде шарфа. Женский комплект называется шальвар-камиз, состоит из штанов (шальвар), накидки дупатты, рубахи или платья (камиза). Шальвар-камиз носят сикхские женщины, а также незамужние девушки, студентки и школьницы. В крупных городах эту одежду носят даже замужние женщины. Шальвар-камиз изготавливается из натуральных и синтетических тканей. Брюки используются разных фасонов: узкие – чуридхар, широкие – шальвары. Накидкой дупаттой покрывают голову или грудь. Мусульманки накидку носят как хиджаб, а камиз – только с длинными рукавами.
Мужской комплект называется курта-паджама, он состоит из простой или праздничной рубахи (курты) и штанов, называемых паджама. Наиболее распространены широкие паджама из хлопчатобумажной ткани белого цвета. Разновидностью паджама являются узкие штаны – чуридхар. Этот комплект носят индусы и мусульмане, но в последнее время жители городов стали предпочитать ему европейскую одежду.
Во все времена жители Индии дополняли свои костюмы различными украшениями (ожерельями, бусами, колье, серьгами, браслетами, кольцами) и временными татуировками из хны – мехенди.
|